Технологический процесс ремонта делится на следующие этапы:
Разборка электродвигателя
Принятому в ремонт электродвигателю присваивают ремонтный номер, который заносят в журнал и указывают на бирке. Бирку прикрепляют на ротор или статор. Далее электродвигатель проходит дефектацию, в которую входит: внешний осмотр, разборка, контроль подшипников, проверка межвитковой изоляции обмоток, изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками. Далее определяют объем ремонтных работ и заносят соответствующие данные в техническую карту и ведомость дефектов.
Контроль подшипников
При проверке подшипников в собранном виде на легкость вращения обращают внимание на шум заедания и торможения. Годными для дальнейшего использования считаются подшипники, имеющие ровный, без заедания ход.
Для повторного использования не допускаются подшипники, имеющие механическое повреждения деталей (сколы, трещины, обрывы заклепок, надломы и заусенцы на сепараторах), цвета побежалости и следы перегрева, раковины и шелушения, коррозию на дорожках качения, следы электроотжига, в виде непрерывного ряда точек, трещины на телах качения, а как-же грубые риски на забоины на дорожках качения.
Демонтаж обмотки
До обрезки лобовой части проверяется наличие на статоре паспортной таблички, а также наличие обмоточных данных на данный электродвигатель. При отсутствии этих данных фиксируется заполнение паза и эскизируется схема соединения. Обрезка лобовой части обмотки производится со стороны схемы соединения, у роторов – со стороны контактных колец. После демонтажа обмотки производится чистка пазов специальным инструментом.
Пропитка, сушка
Статор после намотки испытывают на стенде и передают на пропитку. Пропитку обмоток производят методом погружения обмотанного статора (ротора) в резервуар с лаком с последующей сушкой в печи.
Сборка
Перед сборкой комплектуют все узлы и детали электродвигателя в соответствии с номером заказа. Детали должны быть очищены от пыли, грязи и ржавчины. На замковых поверхностях и местах посадки подшипников не должно быть механических повреждений. Подшипники должны быть заполнены смазкой и работать спокойно, без стука. Ротор помещают в статор, закрывая его передней и задней крышкой. Устанавливают вентилятор и кожух. Затягивают все крепежные детали. Провода выводных концов подключаются к клемной колодке.
Испытание электродвигателей
Все испытания делятся на три группы:
Предремонтные. Проводятся если в электродвигателе нет явных повреждений;
Пооперационные. Проводятся в процессе ремонта в целях выявления дефектов изоляции, ошибок в соединении схемы;
Приемо-сдаточные. Проводятся по окончании ремонта в целях проверки соответствия отремонтированного электродвигателя соответствующим стандартам.
Предремонтные испытания включают в себя:
- измерение сопротивления изоляции обмоток ротора и статора;
- испытание электрической прочности изоляции обмоток;
- проверку витковой изоляции;
- проверку размеров деталей, биения вала, легкость проворачивания ротора, проверка отсутствия стука, посторонних шумов, люфтов и нагрева подшипников.
Пооперационные испытания включают в себя:
- проверка сопротивления изоляции катушек, после укладки в пазы до соединения схемы
- проверка электрического сопротивления изоляции обмотки после сборки;
- пайка и изолировка схемы;
- проверка правильности соединения схемы;
- испытание электрической прочности изоляции после пропитки и сушки; - испытание изоляции контактных колец;
Приемо-сдаточые испытания включают в себя:
- измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и между фазами;
- испытание изоляции обмоток относительно корпуса и между обмотками на электрическую прочность;
- испытание межвитковой изоляции обмоток на электрическую прочность;
- проверка электродвигателя на холостом ходу (температура подшипников, осевое перемещение ротора);
- измерение тока холостого хода
- измерение сопротивления изоляции электродвигателей (производят мегомметром напряжением 500В).